0

Спортивные байки. Райков и спортсооружения

Беговая дорожка Олимпа

Талантливый человек талантлив во всем. Таковым является заслуженный тренер РСФСР Валентин Фёдорович Райков. Он невероятно много сделал для развития спортивной инфраструктуры нашего региона.

В 50-60-х годах XX века молодой спортивный талант из Куйбышева Валентин Райков был одним из сильнейших лыжников региона, становился призером знаменитой лыжной гонки на призы газеты «Волжская коммуна», выполнил норматив мастера спорта СССР. Он котировался на участие в олимпийских играх 1956 года в Кортино Д’Ампеццо — первой зимней Олимпиаде с участием советских спортсменов. Но пробиться в тот «золотой» состав нашей сборной, где блистали Фёдор Терентьев, Николай Аникин, Павел Колчин, Владимир Кузин, ставшие олимпийскими чемпионами в эстафетной гонке, было не суждено. Уйдя из большого спорта из-за приступов астмы, Райков сразу обратил на себя внимание, как толковый тренер и специалист в области спортивной инфраструктуры. Сказалась учеба в лучшем спортивном ВУЗе СССР — институте им. П. Лесгафта в Ленинграде.

В середине 60-х годов, когда Валентин Райков работал председателем райспортсоюза Красноглинского района, он, будучи человеком коммуникабельным и увлечённым, наладил хорошие взаимоотношения с местным партийным руководством. А в те времена все жизненно важные вопросы решались исключительно по согласованию с органами компартии. И Валентин сполна использовал свои связи, чтобы наладить спортивную жизнь района.

— Я предложил партийным руководителям реконструировать стадион в разрастающемся посёлке Мехзавод и построить там спортивный зал. Руководству Куйбышевского механического завода (ныне ОАО «Салют» — прим. АСМ «СПОРТИКО»), к которому относилось это спортсооружение, было дано соответствующее распоряжение из райкома, выделены средства, и реконструкция состоялась!

Молодой председатель сумел претворить в жизнь и другие задумки. Так, не без его участия было выбрано место под лыжную базу «Чайка». По настоянию Райкова в районе завода «Электрощит» началось строительство полноценного спортивного комплекса, на стадионе, возведённом в 50-е годы на месте оврага, были разбиты битумные дорожки, и он заблистал свежими красками, а рядом возник горнолыжный комплекс.

— Жаль, не удалось довести до ума проект строительства бассейна, который я тоже «пробил», — сетует Райков.

В 1965 году Валентин Райков переехал в Тольятти, по направлению облспорткомитета работал на заводе «Волгоцеммаш» тренером по лыжам и лёгкой атлетике. Там в 1970 году Валентин Федорович в содружестве с Константином Родичкиным придумал уникальную беговую дорожку из холодного резино-битума. Но экспериментальная дорожка на одной из спортивных площадок «Куйбышевгидростроя» простояла недолго. Полвека тому назад под его руководством была заложена гаревая дорожка на стадионе «Строитель». Сейчас стадион соответствует всем мировым стандартам, но дорожка с тех самых пор ни разу не перекладывалась! В 1972 году специалист занял пост председателя горсовета ДСО «Труд». Он приложил руку к подготовке освещенной лыжной трассы в Центральном районе, а также к укладке беговой дорожки в легкоатлетическом манеже УСК «Олимп», позже перестроенном под гандбольную арену. Следы этой дорожки сохранились по краям манежной части спорткомплекса.